Готическая архитектура

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире — Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Англия: украшенная готика

Украшенная готика преобладала в Англии примерно в 1290-1350 гг. Как видно из названия, для этого стиля в целом характерно обилие украшений и декоративной структуры. Здания, построенные в этот период, очень разнообразны. Некоторые из них — С большими и высокими витражами, другие сходны с раннеанглийской готикой в своей сдержанности и строгости. Разнообразна и каменная резьба, для которой характерны разнообразные орнаменты: геометрический, сетчатый — и растительные узоры, разбивавшие окна на все большое число составляющих частей.

Башня. Блоксем

Эта башня — характерный пример украшенной готики. Она завершается острым шпилем, имеет диагонально расположенные угловые башенки и обилие резного декора.

Угловые контрфорсы заканчивались пирамидальными башенками — пинаклями и декоративным фиалом в виде резного шпиля. Детали, характерные для украшенной готики.

Консольным карнизом называют выступающие каменные блоки, или консоли, поддерживающие вышерасположенную кладку. В данном случае такой карниз богато декорирован сложным орнаментом.

Элинор-Кросс. Нортгемптон

Одно из наиболее ранних произведений украшенной готики — часовня с крестом, в Нортгемптоне, построенная в 1290-е гг. на пути, по которому везли тело жены Эдуарда Элеоноры Кастильской.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

  • травея – вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

  • четырех арок:

  • 4-х столбов;

  • остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

  • аркбутанов – арок, которые служат для опоры здания;

  • контрфорсов – устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

  • окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

Признаки готического стиля

Уникальный интерьерный жанр восхищает искусностью исполнения фресок на темных стенах и витражей на окнах, заколдовывает преобладанием деталей обстановки темных цветов, поражает самобытной мебелью с резными фасадами из ценных пород древесины и филигранным декором кованых светильников.

Деревянная обшивка стен, паркет на полу, арка вместо дверей, старинная мебель с резными элементами и ковровые дорожки с характерными узорами, — признаки готического стиля

Дизайн интерьера в готическом стиле способен кардинально изменить привычный облик дома, превратив его в сказочный замок. Эстетическими ориентирами этого стилистического направления является перечень особенностей:

насыщенная цветовая гамма с преобладанием черного, бордового, пурпурного, фиолетового, темно-серого цвета;

Цветовая гамма в готическом интерьере: бордовые стены и мебель из темных сортов дерева

  • большое количество деталей обстановки из металла – распашные двустворчатые межкомнатные двери с тяжеловесными ручками, сделанными в виде больших навесных колец, кровати с колоннами и лаконичными балдахинами из тяжеловесных тканей, массивным изголовьем и изножьем в виде стрельчатой арки, габаритные настенные и напольные зеркала с резными рамами из бронзы;
  • преобладание антиквариата – старинных подсвечников, канделябров, статуэток, настольных часов, сундуков и прочих раритетных предметов интерьера, выступающих в качестве связующего звена между аскетичной древностью Средневековья и излишеством современности;

Домашний кабинет в готическом стиле: картины, рыцарские доспехи, шкатулка, старинные доспехи и кованная многоярусная люстра

камин с кованым порталом, украшенным растительными узорами, сложными переплетениями витиеватых декоративных элементов, отражающих кельтские мотивы или геральдические эмблемы;

Камин с кельтскими узорами в готической гостиной

  • каминная полка, облицованная изразцами и заставленная канделябрами с горящими свечами, настольными зеркалами;
  • шторы из ценных видов ткани – бархата, велюра, жаккарда, вуали, дамасского шелка, атласа;

Шелковые шторы станут украшением домашнего кабинета в готическом стиле

крупноформатные окна арочной формы со стрельчатой верхней частью и многочисленными металлическими переплетами обязательно дополняются массивными рамами из дерева со ставнями с железными засовами.

Огромные окна с множеством переплетений станут украшением дома в готическом стиле

Обилие архитектурных вкраплений и изысков средневекового искусства, характеризующих готический стиль интерьера, требует наличия крупногабаритных комнат в жилье с высокими потолками. Поэтому воссоздать атмосферу средневекового замка намного проще в доме с большой жилой площадью, чем в квартире, где массивные предметы интерьера в темных тонах могут создавать ощущение камерности и выглядеть аляповато. Поэтому дизайнеры рекомендуют готический стиль в интерьере квартиры использовать для двухуровневого жилья, где гармоничный симбиоз каменной отделки стен и пола, мебели с мраморными столешницами, габаритных люстр с коваными плафонами в виде подсвечников будет смотреться органично и завораживать, передавая манеру оформления замков и домов во времена Средневековья.

Квартира в готическом стиле. Массивная мебель в ограниченном пространстве не самое удачное решение

Небольшая комната в загородном доме с элементами готики: деревянная мебель, узорчатая обшивка мебели, стрелкообразный декор камина и светильники «под старину»

Классическая гостиная в готическом стиле: кессонный потолок, арки и каменные колонны, камин и др.

Обеденная комната в готическом стиле: потолок с деревянными балками, декоративный кирпич на стенах, большие окна и стилизованная мебель

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе

Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.

Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.

Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Соборы ранней французской готики

Сенс собор

Следуя модели Сен-Дени, собор Санс стал первым полностью готическим собором. Он был построен между 1135 и 1164 годами. В нем использовался новый шестичастный ребристый свод в нефе, что придавало церкви исключительную ширину и высоту. Поскольку шестичастные своды распределяли вес неравномерно, своды поддерживались чередующимися массивными квадратными опорами и более тонкими круглыми колоннами. Он оказал большое влияние на готический стиль не только во Франции, но и в Англии, потому что его мастер-строитель Вильгельм Сенский был приглашен в Англию и привнес элементы ранней готики в реконструированный неф Кентерберийского собора .

Санлисский собор

Санлисский собор был построен между 1153 и 1191 годами. Его длина была ограничена скромным бюджетом и расположением здания у городской стены. Как и собор Сенса, он состоял из нефа без трансепта, окруженного единственной боковой стенкой. Хор, как и Сен-Дени, окружали лучистые часовни. Возвышение имело три уровня, включая большие трибуны. Как и в Сенсе, в Санлисском соборе чередовались сильные и слабые опоры, чтобы воспринимать неравномерную тягу от шестиэлементных сводов. Церковь претерпела значительные перестройки в 13 и 16 веках, включая новую башню и новое внутреннее убранство. Многие из ранних готических особенностей перегружены с Flamboyant и последующим декорированием.

Нойонский собор

Нойонский собор , строительство которого началось между 1150 и 1155 годами, был первым из ряда знаменитых соборов, появившихся в Пикардии , процветающем регионе к северу от Парижа. Город имеет важную связь с французской историей, так как это место коронации Шарламань и раннего французского короля Хью Капета . В новом соборе сохранилось много романских черт, в том числе видные трансепты с закругленными концами и глубокие галереи, но он внес несколько готических новшеств, в том числе четвертый уровень, трифорий — узкий проход между галереей нижнего уровня, трибунами и верхним уровнем. Кресторай , Нойон также использовал массивные составные опоры, чередующиеся с круглыми колоннами, что было необходимо из-за неравномерного распределения веса от шестичастных сводов. Восточный конец имеет пять излучающих излучающих часовен и три уровня окон, создающих драматический поток света в неф.

Лаонский собор

Лаонский собор (начат ок. 1190 г.) был построен одновременно с Нотр-Дам-де-Пари и представлял собой столь же крупный проект, но имел совершенно другой внешний вид. Лаон был построен на вершине холма высотой в сто метров, что делало его видимым с большого расстояния. Вершина холма возлагала на строителей особую ношу; все камни нужно было нести на вершину холма в телегах, запряженных волами. Выполнявшим эту работу быкам воздавались статуи на башне законченного собора.

Лаон также был необычным из-за пяти башен; два на западном фасаде, два на трансептах и ​​восьмиугольный фонарь на переходе. Лаон, как и большинство соборов ранней готики, имел четыре внутренних уровня. Лаон также имел чередующиеся восьмиугольные и квадратные опоры, поддерживающие неф, но они опирались на массивные столбы, сделанные из сказочных частей камня, что придавало ему большую гармонию и большее ощущение длины. Новый собор имел необычную форму; Апсида на востоке была плоской, а не закругленной, а хор был исключительно длинным, почти равным длине нефа. Еще одной яркой особенностью Лаонского собора были три больших окна-розетки, одно на западном фасаде и два на трансептах. (Остались только западное и северное окна). Еще одна необычная особенность Лаона — фонарная башня на пересечении трансепта, скорее всего, вдохновленная церквями нормандского готического аббатства в Кане .

Собор

Средние века всегда отождествляются с развитием христианства. Церковь получила власть не только в религиозной, но и в светской жизни. Она начала управлять государствами, сажать на престол угодных себе монархов.

Обучение грамоте велось по церковным книгам. Единственной литературой была религиозная. Музыка также связывалась напрямую с христианством. Готический стиль в архитектуре Средневековья взаимодействовал со всеми видами искусства.

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Элементы оформления готики

Неизменный атрибут готики – скульптурные композиции. Это неотъемлемые элементы оформления любого католического собора или храма. Скульптуры призваны сообщить пространству одухотворенность и придавать ему особый, религиозный смысл. Для готики характерно украшение зданий скульптурами пророков, ангелов, святых. Зачастую композиции фигур передают смысл религиозных тестов и наставлений. В любом храме присутствуют скульптуры Девы Марии и Христа. Каждый элемент оформления зданий предназначен для воздействия на душу и разум простого человека, вызова у него эмоционального отклика и чувства преклонения перед величием Бога.

Скульптура Кёльнского собора

Химеры Нотр Дама

Ранней готике (начало-середина ХII века) присущи более простые и лаконичные черты. Для этих строений характерны широкие порталы для входа в здание, которые закрывались массивными дверями. Начиная с ХIII века при строительстве готических зданий стал использоваться каркасный стиль. С начала XIV века фасады соборов стали украшать лепниной и скульптурными композициями. Причем элементы оформления зачатую располагали по всей высоте стен.

Соборы и храмы нередко перестраивали, поэтому в одном здании можно увидеть черты разных направлений и этапов развития готики. Начиная с XVI века этот стиль архитектуры стал постепенно утрачивать свое былое значение, так как на первый план стали входить барокко и ренессанс.

Гаргулья

Скульптуры готического собора

Считается, что гаргульи служили символом защиты храма, отпугивающим грешников

Помимо скульптур и лепнины, в оформлении зданий готического стиля используют такие элементы декора, как ажурные шатры и порталы. Внутри строений расположены величественные колонны, являющиеся опорными элементами конструкции. Верхние части рядом стоящих колонн образовывают своеобразные шатры или своды, украшенные различными барельефами.

Это интересно: Альтернативные источники энергии для дома: разбираемся в сути

Викторианская готика, неоготика

В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.

Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).

Вестминстерский дворец, общий вид

Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.

Центральный зал для встреч, потолок, Вестминстерский дворец

Крупные постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  3. Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, и пр.
  4. Замок Бельвуар был реконструирован в нач. XIX в. имеет роскошный холл с парадной лестницей и библиотеку в готическом стиле, 
  5. Церк­овь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
  6. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  7. Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Соборы готического стиля

У собора происходят важнейшие события. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Размеры пытались рассчитать так, чтобы в случае необходимости здание могло вместить все взрослое население города. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Известны случаи, когда сравнительно небольшие городки, которые уже имели соборы, которые по размерам вполне удовлетворяли реальные потребности населения, строили себе новые, значительно больше, для того, чтобы их больше уважали соседи. Но большой собор был большой роскошью не только потому, что на него уходило много материала и на его строительстве работало много людей, а еще и потому, что занимал много места.

Собор Парижской Богоматери. Западный фасад

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Древняя эстетика в облике современных домов

Готический стиль в современном интерьере – редкое явление, позволяющее унифицировать облик квартиры или частного дома

Роскошные апартаменты, наполненные виртуозными деталями обстановки замысловатых форм с динамичной темной отделкой, фокусируют внимание окружающих на филигранном декоре мебельных фасадов с резными филенками, фигурных накладках, исполненных в технике маркетри, обилии вычурных деталей интерьера. Этот благородный стиль дизайна олицетворяет средневековое искусство, для которого характерны следующие особенности:

  • строительство особняков с кровлей, обустроенной множеством башен, остроугольных элементов вытянутой вверх формы, стрельчатыми арками и веерными сводами;
  • роспись стен и доминирующих в интерьере витражей с изображением рыцарских поединков и житейского быта во времена Средневековья;

Нестандартный подход к оформлению спальни в готическом стиле: кованный подсвечник, рисунок герба над камином, а также светлая отделка стен и современные растения в комнате

отделка потолка деревянными балками с нарочито грубой отделкой;

Деревянные балки на потолке в готической гостиной

покрытие пола плитами керамогранита нестандартной формы – шестиугольной, восьмигранной или треугольной с неоднородной фактурой;

Некоторые дизайнеры применяют уловки при создании готической обстановки. Муляжи окон в форме стрелок и ковры с растительными элементами в духе эпохи

декор стен, мебельной обивки, керамической плитки, штор и прочих деталей обстановки средневековыми мотивами и сюжетами – изображением трилистника, четырехлепестковых орнаментов, готической розы, обрамленной кругом.

Изначально специфическое готическое направление искусства использовалось для оформления католических соборов. Со временем манера оформления соборов иконами в позолоченных рамах, окнами с живописными витражами, наполнение бронзовыми подсвечниками перекочевало в интерьер частных домов. Установка шкафов с витражными фасадами, украшение жилья картинами и зеркалами с багетами из ценных металлов, светильников с металлическими деталями, стилизованными под старину, создадут легко узнаваемую интерьерную композицию в готическом стиле.

Каменная отделка стен, деревянный потолок, кованая люстра с электронными свечами и антикварные подсвечники в декоре гостиной

Чтобы создать характерную магическую ауру в современном интерьере и разделить на функциональные зоны просторные жилые помещения, целесообразно установить в квартире студийного образца перегородки из кованого железа, декорированного вязью лиственных и ленточных плетений либо инсталлировать в гипсокартонные перегородки витражное окно-обманку. Эстетика античного искусства в современном интерьере выглядит неповторимо, побуждая гостей дома бесконечно восхищаться изысками готического стиля дизайна.

Период правления Тюдоров, завершающий этап средневековой готики

Строго говоря, архитектура Тюдоров, очень редко выделяется в отдельное направление в литературе, так как является, по сути, поздним периодом перпендикулярного стиля. Тем не менее, мы решили упомянуть его отдельно потому, что это направление отличается рядом уникальных признаков, именно в это время были построены величайшие готический сооружения. Наконец именно Тюдоры сделали всё, чтобы английская готика прекратила своё существование, как ведущий английский стиль.

Временной период: 1485-1603 гг., готическая архитектура относится к правлению Генриха VII и Генриха VIII.

Не верно было бы утверждать, что при Тюдорах развивалась только готическая архитектура, также были популярны замки в романском стиле. Хотя, именно в этот период появились важные .

Арка Тюдоров, пониженная стрельчатая арка и орнаменты (передний план), Кентерберийский собор

Главным признаком и символом этого периода стала пониженная стрельчатая арка (арка Тюдоров), которая использовалась повсеместно, как в готических соборах, так и в замках.

Королевская капелла в Кембридже, фасад

В XVI веке была построена капелла (часовня) королевского колледжа в Кембридже. Это строение, не особенно грандиозное внешне, считается вершиной развития перпендикулярного стиля. Значение капеллы можно сравнить со значением для французов. Здание имеет самый большой потолочный пролёт, выполненный методом веерного свода, а интерьер поражает сложностью оформления.

нтерьер королевской капелл в Кембридже, архитектура Тюдоров

В XVI веке король Генрих VIII проводит церковную реформу и католическое христианство оказывается под запретом, что в свою очередь стало смертельным ударом для готического стиля. Храмы и монастыри закрывались, их имущество изымалось, а всё что связано с римским католичеством объявлялось пережитком отсталого прошлого. Английская архитектура начала постепенно эволюционировать в сторону классицизма, подобные процессы происходили и в других странах Европы.

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Гражданское зодчество

Здесь особенности готического стиля в архитектуре имели более простые формы с менее агрессивными стрельчатыми элементами.

Увлекшись становлением светской архитектуры, французские зодчие перестраивали в новом архитектурном стиле целые города и селения, превращая их в настоящие «готические» заповедники.

К динамичным формам, являющимся основной особенностью архитектуры готического стиля впоследствии возвращались зодчие XIX века, когда наряду с традициями неоклассицизма в архитектуре возник интерес к историческим стилям, в числе которых была готика.

Со временем любовь к «готицизмам» заново покорила Европу и даже затронула некатолическую Россию, преобразовав готический стиль в новое направление, получившее название «неоготика».

Украшательская или украшенная готика, декоративный стиль

Украшательский стиль – промежуточный этап развития Английской готики. Как видно из названия, для этого направления характерно обилие украшений и декоративной структуры. Стиль относится к периоду 1290-1360 гг.

Варианты названия: украшательская готика, украшенная, декоративная.

Церковь в Вестминстере, большое окно имеет простой геометрический орнамент

Украшательский стиль также подразделяется на две группы: ранняя и поздняя. Ранний этап называют геометрическим, для него характерны правильные линии и простые орнаменты. Большое окно обычно делится узорчатой сеткой из прямых линий.

Йоркский собор, плавные линии оконного орнамента

Поздний украшательский стиль называют «криволинейным» или «текучим», для него характерны плавные линии орнаментов. Оконный орнамент напоминает стиль французской .

Постройки:

  1. Церковь Вестминстерского аббатства, главный алтарь;
  2. Собор в Линкольне, ангельский хор, 1185-1315 гг.;
  3. , 1258-1400 гг.;
  4. Капеллы собора в Или, 1083-1375 гг.;
  5. Собор в Глостере является примером позднего декоративного стиля и перехода к следующему периоду (перпендикулярному).

Соборы, которые были заложены в ранний период продолжали строиться и перестраиваться в следующие периоды, поэтому не удивляйтесь тому, что список построек пересекается со списком из предыдущего раздела (ланцетовидной готики).

Признаки: 1) Обильный и разнообразный декор; 2) большое прямоугольное витражное окно; 3) сложные составные колонны в стиле лучезарной французской готики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector