Для чего необходим муфтовый шаровый кран

Содержание:

Виды муфтовых шаровых кранов

Этот тип запорно-регулирующей арматуры подразделяется на виды по строению корпуса, возможностям регулировки, способу соединения, пропускной способности регулирующего механизма, строению управляющего механизма и материалу изготовления деталей.

По строению корпуса выделяют следующие виды кранов:

  • моноблочные – корпус цельной;
  • двухсоставные – корпус состоит из двух частей: большая центральная часть, в которой расположены рабочие детали крана, цельнолитая или кованая с одним соединительным патрубком, малая – второй соединительный патрубок;
  • трехсоставные – корпус состоит из центральной части и двух присоединяемых патрубков.

По возможностям регулировки:

  • запирающие – есть только положения “открыто” и “закрыто”,
  • регулирующие – есть возможность менять напор рабочей среды, плавно изменяя положение шара,
  • трехходовые – корпус выполнен в виде тройника, а отверстия в шаре расположены таким образом, что можно изменять направление потока, пуская его в разные ветки трубопровода или смешивая потоки двух рабочих сред.

Рекомендуем ознакомиться: Виды и типы современной трубопроводной арматуры

По способу соединения:

  • резьбовые – кран вкручивается в патрубок трубопровода (внешнее резьбовое соединение) или навинчивается на него (внутреннее резьбовое соединение);
  • обжимные – на патрубках имеется резьба, но для соединения необходима обжимная гайка.

По пропускной способности:

  • полнопроходные – размеры проходного отверстия шарового механизма совпадают с внутренним сечением корпуса, что позволяет пропускать рабочую среду в полном объеме;
  • стандартнопроходные – отверстие в шаре меньше внутреннего сечения корпуса, пропускная способность крана меньше, чем в трубопроводе.

По строению управляющего механизма:

  • вентильный – оснащен вентилем-бабочкой;
  • рычажный – имеет ручку или рычаг.

По материалу изготовления:

  • стальной,
  • латунный хромированный,
  • бронзовый
  • цинково-алюминиевый,
  • чугунный,
  • полимерный.

Правила монтажа и эксплуатации крана

Перед монтажом и эксплуатацией изделия необходимо изучить прилагаемую к нему документацию, правила техники безопасности.

Класс герметичности большинства устройств рассматриваемого нами типа не соответствует высшему значению «А», поэтому для лучшей герметизации намотка уплотнителя на резьбу обязательна.

Условия обслуживания зависят от состояния и качества содержимого трубопровода. Специального обслуживания не проводится, но раз в год оборудование необходимо осматривать.

Необходимые инструменты и материалы

Из инструментов понадобится разводной ключ. В случае необходимости потребуется резьборез.

Нужен будет сам кран, уплотнительный материал: фум-лента или льняная пакля, сантехническая паста. При подключении к пластику – переходной фитинг.

Ход работ

  1. Осматривают устройство на предмет наличия дефектов, если таковые обнаружены, изделие меняют.
  2. Определяют, в каком пространственном положении можно устанавливать кран, какой стороной он должен быть обращен к направлению потока среды.
  3. Начиная с торца на резьбу трубы наматывают фум ленту или паклю, скрученную в тонкий жгут.
  4. Накручивают устройство рукой, а затем завершают разводным ключом.

Популярные в России производители шаровых кранов для бытового использования

Наибольшей популярностью среди наших покупателей, согласно собранным журналом Homius данным, являются 3 бренда – «Valtec», «Itap» и «Bugatti». Они и будут рассмотрены в данном разделе сегодняшней статьи.

Марка «Itap» — третье место сегодняшнего рейтинга

Согласно отзывам потребителей, качество изделий от этого производителя довольно высоко. Оно ни в чём не уступает другим двум брендам, однако основным критерием, при схожих характеристиках, оказалась стоимость, застывшая на довольно высокой отметке. Ну а дороговизна повлекла за собой и дополнительную проблему – большое количество фальсифицированной продукции, что также ничего хорошего не несёт.

Такие краны производства Италии сейчас уже не найти – в основном Китай и РоссияФОТО: nadezhnaya-santehnika.ru

Предлагаем ознакомиться с некоторыми отзывами реальных покупателей. Отметим, что по каждому из производителей будут представлены как положительные мнения пользователей, так и отрицательные.

шаровой муфтовый кран Itap

Проблема в том, что по этому бренду отзывов на крупных ресурсах немного, а мнения с мелких могут быть неправдивыми. Потому, чтобы не вводить Уважаемого читателя в заблуждение, рассматривать их не будем.

«Bugatti» — неплохое соотношение цены и качества

Этот бренд более широко известен, при этом, несмотря на более низкую стоимость, шаровые краны этой фирмы также подделываются. А вот отличить фальсификат от оригинала бывает очень сложно, а порой даже и невозможно. Вот что о бренде говорят пользователи сети.

муфтовый шаровой кран Bugatti

Как и было обещано, найденное негативное мнение

Лучший представитель семейства – кран «Valtec»

По этому бренду отзывов значительно больше, и 80 % из них положительные (всегда найдутся недовольные). В целом невысокая стоимость и отличное качество – это те киты, на которых пытается держаться производитель. Но, чтобы не быть голословными, представляем реальные мнения покупателей.

А далее обязательная «ложка дёгтя».

шаровой муфтовый кран Valtec

Как вы видите, мнения людей разделились. Однако подобное разделение можно увидеть в отзывах о любом изделии. Ведь ознакомившись с ними невозможно понять, в каких условиях эксплуатировался шаровой кран, кем и как был установлен и не является ли приобретённая арматура фальсификатом. А потому, несмотря на все рейтинги и обзоры, вопрос лучшего бренда остаётся в подвешенном состоянии, и отвечать на него придётся самому покупателю.

«Valtec» — первое место сегодняшнего рейтингаФОТО: krepcom.ru

Технология установки

Шаровые муфтовые краны устанавливаются просто благодаря муфтовому корпусу и малому количеству деталей.

Арматура продается уже в собранном виде и ее достаточно просто соединить с патрубками трубопровода, однако для обеспечения бесперебойной работы нужно строго соблюдать технологию монтажа:

  • До начала монтажа прекращают подачу рабочей среды в трубопровод, сливают остатки из ремонтируемой ветки, очищают рабочее пространство и убирают посторонние предметы.
  • Перед подсоединением крана к трубопроводу тщательно проверяют целостность патрубков, очищают их от мусора и грязи, просушивают и обезжиривают.
  • Располагают кран так, чтобы не было перекосов, изменения формы патрубков, в противном случае может произойти повреждение соединяемых элементов, срыв резьбы, нарушение герметичности.
  • Для усиления узла резьбу покрывают тонким слоем герметика.
  • После окончания монтажа проводят пробный пуск рабочей среды и проверяют герметичность соединения, смазав место стыка мыльным раствором. Если образуются пузыри, соединение не герметично, необходимо снова перекрыть трубопровод, выкрутить кран и выполнить монтаж заново, начав с очистки патрубков.

Разновидности шаровых муфтовых кранов

Как и любой механизм, подобная запорная арматура может быть различной. Одни из видов более распространены в быту, другие применяют реже, однако рассмотреть стоит все для получения читателем более подробной информации. Основными критериями, по которым делят шаровые муфтовые краны, можно назвать:

  • резьбовые разъёмы;
  • пропускная способность;
  • тип запорного механизма;
  • способ управления;
  • материал изготовления.

Очень неприятная ситуация, при которой без полного отключения магистрали не обойтисьФОТО: proektooo.ru

Резьбовые разъёмы и их типы

Резьбовые разъёмы используются для соединения крана с трубой и включения его в систему. Они могут быть трёх видов:

  • наружные – на муфтовый шаровой кран с обеих сторон наворачивается гайка, расположенная на трубе. Для уплотнения здесь используется паронитовая, резиновая или силиконовая прокладка;
  • внутренние – резьба расположена в теле крана. При этом он наворачивается на наружную резьбу трубы, а уплотнение производится при помощи льна или ленты ФУМ;
  • комбинированные – здесь имеется оба предыдущих варианта, расположенные по разным сторонам.

Шаровой кран с наружной резьбой под гайкуФОТО: fantasticbook.ru

Пропускная способность запорной арматуры

По этому параметру шаровые краны можно также разделить на три категории – полнопроходные, непроходные и редуцированные.

  • Полнопроходной механизм обеспечивает поток среды практически без потерь давления. Диаметр отверстия в шаре здесь может быть чуть меньше размера трубы (от 1 до 10 %). Применяются в системах, где нет необходимости снижения давления потока.
  • Непроходные краны имеют входное отверстие на 30-60 % больше, чем выходное, что значительно снижает давление потока.
  • Редуцированные, или стандартнопроходные изделия позволяют незначительно снизить давление выходного потока, в пределах 10-30 %.

Полнопроходной кран с насадкой, превращающей его в редуцированныйФОТО: termoros-spb.ru

Запорный механизм и его разновидности

Этот параметр не особо важен для домашнего мастера, однако не рассмотреть его, хотя бы поверхностно, тоже нельзя. Здесь выделяют 2 типа.

  1. Плавающий шар – конструкция применима лишь в системах низкого давления и может иметь довольно большой диаметр, вплоть до 200 мм.
  2. Шар на опорах – именно этот механизм используется в кранах бытового назначения, как в системах водоснабжения, так и для перекрывания газовых магистралей в частных домах и квартирах.

Проблема подобных кранов в ломкости тонких стенок – его нельзя перетягиватьФОТО: termoros-spb.ru

Разделение арматуры по типу управления

Для бытового использования чаще всего применяется вентильный кран, позволяющий плавно регулировать скорость потока. Помимо него стоит отметить консольные механизмы, которые способны лишь к грубой регулировке, и краны с электронной регулировкой, применяемые для автоматического управления.

Материалы изготовления запорной арматуры

Для изготовления каждой детали шаровых водопроводных и газовых муфтовых кранов используются различные материалы, а именно

  • корпуса изготавливают из чугуна, латуни, бронзы или полипропилена;
  • для шарового элемента используют латунь, хром и сталь;
  • уплотнитель может быть тефлоновым или фторопластовым;
  • вентили – полипропиленовые, стальные, латунные.

Применение того или иного материала обуславливается особенностями использования. Наиболее распространённый материал (латунь), обладает высокими антикоррозийными и прочностными характеристиками, сталь значительно крепче, но подвержена коррозии. Что касается полипропилена то, несмотря на его малую прочность, ему не может навредить влажность, а стоимость его очень мала.

Многие считают такие краны стальными, но это лишь покрытие латуниФОТО: engineers.com.ua

Разновидности шаровых запорных механизмов

Данный тип запорных устройств имеет несколько разновидностей, которые отличаются по конструкции, пропускной способности, регулировке потока, строению управляющего узла и материалу изготовления. Ниже мы рассмотрим эти вопросы.

ФОТО: avatars.mds.yandex.netРынок предлагает большой ассортимент шаровых кранов разного вида

Используемые материалы для кранов со сферическим запором

Для изготовления запорной арматуры могут использоваться самые разные металлы и их сплавы:

  • сталь;
  • латунь;
  • бронза;
  • чугун;
  • хром;
  • цинк-алюминиевый сплав;
  • полипропилен.

ФОТО: lidersnabvrn.ruКран с бронзовым корпусом и стальным сферическим затвором

Использование того или иного материала обусловлено назначением детали и особенностями эксплуатации. Самый часто используемый в производстве шаровых кранов металл — латунь, что обусловлено её высокими антикоррозийными и прочностными характеристиками.

Конструктивные отличия корпуса

По строению корпуса запорная арматура с шаровым затвором подразделяется на:

  1. Моноблок — литая цельнометаллическая или полипропиленовая конструкция.
  2. Двухсоставная. Корпус представляет собой конструкцию из двух частей: основной (цельнометаллическая или кованая с одним патрубком), где расположен рабочий узел, и малой (второй соединительный патрубок).
  3. Трёхсоставная, состоящая из основного центрального элемента и двух присоединяемых патрубков.

ФОТО: st2.stblizko.ruМоноблок

ФОТО: cdn.vseinstrumenti.ruДвухсоставной корпусФОТО: armastock.ruТрёхсоставная конструкция с патрубками под приварку

Возможности затворного узла

По возможностям затворного устройства шаровые краны делятся на:

  • запирающие — имеют только два положения: открыто и закрыто;
  • регулирующие — способны плавно изменять силу напора рабочей среды;
  • трёхходовые — корпус представляет собой тройник, отверстия в металлической сфере выполнены таким образом, чтобы можно было перенаправлять жидкость в разные ветки трубопровода или соединять вместе потоки двух рабочих сред.

ФОТО: armaturnik.ruТрёхходовой кран позволяет перенаправлять потоки рабочей среды в другую магистраль

Способ присоединения к трубопроводу

Запорная арматура шарового типа различается и по способу присоединения к коммуникациям:

  1. Резьбовое. Кран с внешней резьбой ввинчивается в трубу или навинчивается на неё (внутреннее резьбовое соединение).
  2. Обжимное. Патрубки имеют резьбовую нарезку, но для подключения требуется обжимная гайка.

ФОТО: giantsalon.ruКран с наружной резьбой

Пропуская способность шарового крана

По пропускной способности различают следующие виды муфтовых шаровых кранов:

  • полнопроходной. Диаметр сквозного отверстия в сфере затворного узла такой же или чуть меньше (1-10%) внутреннего сечения трубы. Это даёт возможность пропускать рабочую среду в полном объёме;
  • стандартнопроходной. Отверстие в шаре рабочего узла меньше внутреннего диаметра патрубка, что уменьшает пропускную способность крана.

ФОТО: vod23.ruДиаметр сквозного отверстия в сферическом затворе равен внутреннему сечению патрубка и трубы

Конструкция управления

Шаровые муфтовые краны по типу управления могут быть:

  1. Вентильные. Оснащаются поворотной ручкой-«бабочкой».
  2. Рычажные.

ФОТО: irkutsk.budus.ruРучка-«бабочка» и рычаг

Достоинства и недостатки шаровых муфтовых кранов

Помимо удобства использования подобной арматуры, можно отметить ещё несколько важных достоинств шаровых кранов. Главное – это, конечно же, возможность установить арматуру в любом положении, как вертикально, так и горизонтально

Важно лишь не перепутать направление потока. Далее стоит отметить надёжность и простоту приобретения запасных частей (рем

комплекта) на изделия. Застои в таких кранах возникают крайне редко, скорость открытия арматуры высока. Также потребители отмечают и очень малый вес.

Но, как всегда, не обошлось и без недостатков. Такие шаровые краны допускают вероятность гидроудара при высоком давлении в системе, в момент открывания. Также отмечается и невысокая точность регулировки напора.

Такие краны лучше иметь под рукой про запасФОТО: obyava.ua

Как выбрать шаровой муфтовый кран

Приобретая запорно-регулирующую арматуру, необходимо учитывать особенности трубопровода, на который она будет установлена, и характеристики транспортируемой среды:

  • Внутреннее сечение крана и его соединительных патрубков должны соответствовать диаметру труб в точке подключения.
  • Резьба на кране должна располагаться так, чтобы для соединения с трубой не требовались дополнительные фитинги: если на обоих концах трубы резьба внешняя, кран выбирают с внутренней, и наоборот, а если на концах трубы резьба расположена по-разному, то арматуру выбирают с внутренней резьбой на одном патрубке и внешней на другом.
  • Арматура выбирается того же назначения, что и трубопровод, обычно назначение кранов указывается в сопровождающей документации.
  • Пределы эксплуатации крана – рабочие температура и давление – также должны быть не меньше, чем эти же показатели рабочей среды, причем лучше взять изделие с чуть большим диапазоном – это спасет в случае аварии.
  • Чем выше давление в трубопроводе, тем меньше должны отличаться размеры внутреннего сечения трубы и шарового механизма, если позволяют средства, следует отдать предпочтение более дорогим и безопасным полнопроходным моделям.
  • Материал изготовления крана должен соответствовать назначению: для дачного водопровода достаточно даже цинково-алюминиевой арматуры, для часто используемых бытовых систем водоснабжения лучше подобрать стальной или латунный. Стальные краны также используются в промышленных высокотемпературных сетях, пластиковые – устанавливаются на транспортирующих агрессивные вещества трубопроводах, а бронзовые чаще всего имеют декоративное назначение.

Чем больше рычаг, тем проще регулировать поток, поэтому предпочтительнее использовать рычажные краны. Однако если пространство вокруг узла трубопровода ограничено или усложнен доступ к запирающей арматуре, лучше выбрать вентильный кран, который можно повернуть даже в стесненных условиях.

Рекомендуем ознакомиться: Как сделать короб для труб отопления своими руками?

Классификация моделей

Муфтовые шаровые изделия делят на несколько разновидностей, в зависимости от их параметров. Есть классификация по типу резьбы. Такой разъем может быть входным или выходным. В соответствии с этим показателем выделяют краны типа:

  1. «Внутренняя-внутреняя». Обе муфты в таком механизме оснащаются внутренней входной резьбой, что позволяет их применять при установке насосных станций.
  2. «Внутренняя-наружная». Входная резьба изнутри присутствует на одной стороне крана, тогда как на противоположной имеется исходное наружное. В ней на дополнительной основе имеется накидная гайка.
  3. «Наружная-наружная». Исходная резьба наружного типа нанесена на муфты по обе стороны крана.

В соответствии с пропускной способностью, выделяют краны:

  1. Полнопроходные. Особенностью такой модели является полное соответствие проходного отверстия свойством трубы, на которую устанавливают запорную арматуру. Уменьшение потока жидкости находится в пределах от 1 до 10%. Бытовое водоснабжение является сферой применения таких моделей.
  2. Редуцированные. Сечение проходного отверстия здесь меньше по сравнению с магистралью. Снижение водного потока составляет здесь 10−30%. Установка таких деталей осуществляется в областях, где редукция потока является незначительной. Монтаж редуцированных модификации возможен, если требуется небольшое снижение по ряду причин.
  3. Непроходные. У таких деталей проходное отверстие немного меньше по диаметру, нежели ключевая магистраль. Движение водного потока здесь варьируется от 30 до 60%. Если необходимо уменьшить поток, можно прибегнуть к использованию таких деталей. В большинстве случаев их задействуют в промышленных целях.

В соответствии с конструкцией запирающего механизма выделяют 2 варианта муфтовых кранов: плавающий шар и шар в опоре. В первом случае основные элементы, такие как шпиндель и пробка, могут свободно двигаться относительно друг друга. Сжатие затвора уплотнительным кольцом происходит после нагнетания давления. Это провоцирует блокировку потока.

Запорная арматура такого типа используется в гидравлических системах, где присутствует труба с сечением не более 200 мм. Из-за незначительного воздействия шара на уплотнители давление не увеличивается. В случае со вторым типом изделий для поддержания запорной сферы используются особые опоры. Цапфа в шаре играет в опоре роль осевого выступа и имеет небольшое углубление в нижней области. Под воздействием давления седло оказывается прижатым к полированной плоскости.

Эта конструкция надежна и легка в управлении. Такие особенности с легкостью компенсируют внушительную стоимость деталей. Тип управления тоже играет важную роль при классификации муфтовых изделий. В соответствии с этим показателем выделяют краны:

  1. Консольные. У них присутствует ручка, что делает модели простыми и легкими в обращении. Использование таких кранов дает возможность быстро перекрыть поток. Пользоваться ими просто. Эти изделия находят применение в гражданском секторе.
  2. Вентильные. Они идеально подходят для быстрой регуляции водного потока. Эти изделия можно задействовать при обустройстве отопительной системы для более плавной подачи воды.
  3. Автоматические. Они находят применение в промышленности там, где производство является автоматизированным.

Преимущества и недостатки

Шаровой муфтовый кран пользуется большой популярностью при устройстве бытовых и промышленных трубопроводов благодаря преимуществам, общим для всех видов этой запорной арматуры:

  • Долгий срок эксплуатации. Даже самый дешевый кран прослужит не менее пяти лет и выдержит больше 20 000 поворотов, дорогие и качественные модели имеют срок эксплуатации в несколько десятилетий.
  • Малый вес и размер. Шаровой механизм не требует значимого увеличения крана, а корпус-муфта не утяжеляется дополнительными сланцами для соединения, поэтому шаровая муфтовая арматура не занимает много места и не оказывает значительной нагрузки на трубопровод.
  • Видовое разнообразие, широкий ценовой диапазон. Кран можно подобрать для трубопроводов различного назначения, любого стилевого оформления помещения, а также под финансовые возможности покупателя.
  • Вариативность расположения управляющего механизма. Кран можно установить в том положении, в котором человеку будет удобно поворачивать вентиль или рычаг, на работе регулирующего механизма это не скажется;
  • Герметичность – в закрытом положении кран надежно блокирует рабочую среду благодаря наличию седел, обеспечивающих плотное прилегание шара к стенкам корпуса.
  • Простота монтажа, демонтажа и ремонта. Малое количество деталей позволяет быстро разобраться в устройстве крана и не запутаться при сборке.
  • Простота обслуживания – не требует калибровки, подтягивания узлов и замены герметизирующих прокладок.
  • Простота управления. Регулировка не требует большой физической силы, в запорной арматуре открытие и перекрытие потока выполняется в одно движение, а в регулирующей возможна точная настройка напора рабочей среды благодаря плавности изменения положения пропускного отверстия в шаре.

При всех достоинствах этот тип запорно-регулирующей арматуры имеет и недостатки:

  • Узкий диапазон размеров. Шаровые муфтовые краны устанавливают на трубопроводы с внутренним диаметром от 1,5 до 4 см;
  • Узкий температурный диапазон применения. На трубопроводы, транспортирующие рабочую среду с температурой выше 150 градусов, устанавливать шаровые краны нельзя, так как при высокотемпературном воздействии возможна деформация и разрушение уплотнителей и потеря герметичности.
  • Возможный гидроудар. Резко открытый шаровой механизм пропускает поток под большим давлением, что может навредить трубам.
  • Невозможность применять устройство в трубопроводах с рабочим давлением выше 1600 кПа, поскольку при длительном воздействии такого давления может произойти срыв штока крана.
  • Залипание шара при длительном нахождении в одном положении. Регулирующая деталь соприкасается с корпусом большой площадью, из-за чего они могут прилипнуть друг к другу. Чтобы избежать этого, приходится регулярно открывать и закрывать кран.

Технология установки

Запорную арматуру необходимо устанавливать в местах с удобным доступом для обслуживания, регулировки. Монтаж выполняется в такой последовательности:

  1. Предварительно очищается резьба от грязи и налёта специальными чистящими средствами.
  2. Накручивается кран на одну, а потом на другую трубу на 5–6 витков для проверки его посадки.
  3. Откручивается обратно, на наружную резьбу наматывается тонким слоем уплотнительная лента.
  4. Поверх уплотнителя ввинчивается кран, при этом потребуется дополнительное усилие, для чего нужно использовать два ключа: один для фиксации, а другой для ввинчивания.
  5. Аналогичные шаги проделывают с другим концом трубы.
  6. Проводятся испытания герметичности при запуске в систему рабочей среды под давлением, устраняются течи.

При монтаже важно не допустить перекосов крепления, срыва резьбы, деформирования конструкций. При выборе муфтовых кранов нужно изучить характеристики запорной арматуры

Высокая цена на запорные изделия не всегда отражает их качество, так как технические параметры могут не соответствовать заявленным

При выборе муфтовых кранов нужно изучить характеристики запорной арматуры. Высокая цена на запорные изделия не всегда отражает их качество, так как технические параметры могут не соответствовать заявленным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector