Нанесение патины на дерево

Что представляет собой патинирование

Патиной называют признаки старения древесины на разных предметах домашнего обихода. Искусственное старение элементов интерьера с помощью патинирующего состава называется патинированием. Эта технология очень распространена в сфере декорирования. Фактически это простая имитация изменения расцветки древесины естественным путем.

В настоящее время это очень распространенная методика, ведь она позволяет преобразить внешний вид деревянных изделий при минимальных затратах. Преимуществом подобной технологии является и то, что ее можно выполнить и своими руками в домашних условиях.

Сегодня «под старину» декорируются не только загородные дома, но и квартиры в мегаполисах. Для реализации такого дизайнерского приема нужны предметы мебели, выполненные из деревянного массива.

Декоративная патина

Здесь весь процесс патинирования сводится к окрашиванию рельефных участков металлического или деревянного изделия. Используется для этого акриловая патина, растворимая в воде. Она наносится кисточкой или губкой на выступающие места и растушевывается. Преимущество ее перед акриловой краской состоит в том, что высыхает состав не столь стремительно и позволяет создать ощущение естественности.

Акриловая патина наносится и на металл, и на дерево. Цвета, как правило, близки к естественной гамме – коричневая, светло-желтая, но, пожалуй, самой большой популярностью пользуются цвета металлик, в частности золотое и серебряное покрытие.
На фото — золотое покрытие на дубе.

Применяется также восковая, масляная и другие виды. Распространены они меньше, поскольку сложнее в нанесении.

Обычно перед патинированием металлические изделия окрашиваются, а не только грунтуются. И если выбрано золотое патинирование, то краска-основа предпочтительнее темная.

Деревянная мебель окрашивается, если патину хотят сделать максимально контрастной – например, при создании эффекта позолоты на дубе. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна: например, гарнитур голубого цвета в стиле кантри с патиной, как на следующем фото.

Патина – не просто имитирующее старину покрытие на основе металла или дерева. Это красивейший декоративный прием, позволяющий подчеркнуть фактуру изделия и красоту очертаний.

Обработка поверхностей

Для патинирования больших по площади деревянных поверхностей – дверных створок, мебельных фасадов, стеновых панелей можно использовать несколько иную технологию старения. Подготовительные операции аналогичны выше рассмотренным, а грунтование поверхности следует проводить специальным грунтом на основе полиуретана или акрила.

После высыхания грунтовки наносят один тонкий слой краски для патинирования. Полностью просохшую окрашенную поверхность шлифуют металлизированной губкой – скотч – брайтом.

Далее поверхность протирают и вскрывают бесцветным полиуретановым, акриловым или нитролаком. Оттенок лака зависит от естественного цвета обкатываемой древесины. Для поверхностей из ореха, березы и липы применяют светлые, желтоватые лаки, для дуба, ольхи дерева венге используют более темные лаки.

Технология нанесения патины

Работа с патиной не вызывает трудностей, наоборот – этот процесс увлекательный и творческий. Но для каждого вида поверхности существует свой алгоритм подготовки основания и нанесения патины, которого стоит придерживаться.

Подготовка поверхности

Если Вы решили патинировать готовые изделия своими руками, первое, на что необходимо обратить внимание – качество поверхности. Если изделие создано из необработанного массива, то проблем не возникает. Сложнее с гладкими поверхностями лака, акриловой пленки, ПВХ – на таких краска не фиксируется

Чтобы исправить ситуацию, проделаем такие мероприятия:

Сложнее с гладкими поверхностями лака, акриловой пленки, ПВХ – на таких краска не фиксируется. Чтобы исправить ситуацию, проделаем такие мероприятия:

  1. Брашируем поверхность крупнозернистой наждачной бумагой или металлической щеткой. Таким образом избавимся от мягких волокон дерева, спрятанных под неустойчивую к таким воздействиям пленку. Обнажившаяся структура теперь пригодна к дальнейшей обработке.
  2. Мягкой щеткой удаляем пыль, обезжириваем поверхность.

Плиты из МДФ и ДСП лучше обработать грунтом – такая подготовка поможет сделать искусственный деревянный рельеф и обеспечит оптимальное сцепление основания и красящего состава.

Классическое патинирование

Наносить красящие составы из битума, воска или акрила несложно, но делать это нужно правильно:

  • Кистью наносим красящее вещество в количестве, определяемом интенсивностью желаемого результата. Краска может оказаться только на поверхности или проникнуть во все углубления рельефа.
  • По желанию снимаем лишний раствор ветошью.
  • При необходимости получения глубокого эффекта патинирования после высыхания первого слоя наносим второй и так же его растушевываем.
  • После высыхания конечного слоя краски растираем место обработки мелкой шкуркой, чтобы придать изделию состаренный вид.
  • Готовую поверхность фиксируем шеллачным лаком.

Морилка для мебели

Цена такого способа облагораживания предметов интерьера невысока, потому каждый сможет позволить себе воспользоваться этим приемом.

Использование морилки позволяет затемнить дерево без добавления эффекта золочения, неблагородным породам дерева и панелям придать вид статного дубового массива.

  • На брашированную поверхность наносим кистью водную морилку.
  • Снимаем губкой верхний слой краски для выделения рельефа.
  • После высыхания слоя может наноситься второй, но состав должен иметь другую основу (уайт-спирит).
  • Втирание воска способствует углублению фактуры предмета, втираем его в высохшую морилку.
  • Результат фиксируем шеллаком.

Предлагаем ознакомиться с техникой на примере обработки лестничных элементов

Кракелюр

Дорогое удовольствие, но эффект самый впечатляющий. Для его создания используем 2 компонента:

  • Фацетный лак;
  • Патина.

Первым этапом производится интенсивная окраска поверхности фацетным лаком. Количество слоев определяет глубину трещин покрытия. После высыхания толстый слой растрескивается и можно приступать к патинированию, о котором уже шла речь.

Искусственные потертости

Приведенный ниже метод универсален для массива дерева и МДФ.

  1. Берем патину более тёмного оттенка, чем основная поверхность и наносим ее первым слоем.
  2. Парафином натираем выступающие фрагменты: резьбу, ковку, обрамление изделия.
  3. Теперь наносим более светлую патину.
  4. Снимаем парафин шпателем, шлифуем дерево.

Данный вид покрытия углубляет структуру и самым выгодным образом подчеркивает рисунок дерева и резьбы.

Патинирование — одна из любимых техник декорирования дверей среди гурманов дверной индустрии. Патина заключает в себе роскошь прошлых европейских столетий и переносит ее в современные дизайнерские проекты и жилища. Не думайте, что это всего лишь эффект антиквариата, способный вписаться только в интерьеры с установкой на роскошь царских покоев — это не совсем так. Патина интересна тем, может выглядеть актуально как в классических, так и в современных интерьерах — ведь она бывает разной.

Старинный комод

Подобный старинный комод освежит комнату, принесет в нее легкое напоминание о том, что было когда-то. Его нетрудно сделать из только что приобретенного в магазине предмета обстановки или действительно старого, добавив ручки под старину, немного фантазии и творчества. А после – уже никто не отличит эту «древность» от настоящего наследства вашей прабабушки.

Чтобы сделать патинирование такого типа, не надо быть мастером. Технология очень проста. Ознакомьтесь с описанием работы, и вы все поймете.

Подготовьте все необходимое к состариванию комода

  • Деревянный комод,
  • краска,
  • морилка,
  • парафиновая свеча,
  • матовый акриловый лак,
  • кисти,
  • наждачная шкурка,
  • старая ветошь.

Пошаговая инструкция

  1. Демонтируйте ручки с дверок и ящичков комода.
  2. Наждачной шкуркой отшлифуйте внешние деревянные поверхности, удалите остатки лакового покрытия.
  3. Удалите пыль с комода.
  4. Покройте декорируемые поверхности защитным средством (грунтовкой). Оставьте на 8-10 часов для высыхания.
  5. Парафиновой свечкой натрите наиболее выступающие участки комода.
  6. Нанесите на комод грубыми мазками плотный слой акриловой краски нужного вам цвета. Чтобы окрасить фасадную часть ящичков, достаньте их. Оставьте изделие на 12-24 часа, чтобы краска полностью высохла.
  7. С помощью шкурки очень легкими движениями растирайте краску в местах, где был нанесен парафин. После того как некоторые участки сотрутся, пройдитесь по поверхности сухой ветошью.
  8. После удаления лишнего слоя краски удалите пыль и загрязнения с поверхности комода.
  9. Покройте изделие тонким слоем матового акрилового лака. Оставьте для высыхания на 4-6 часов.

Это интересно: Что визуально уменьшает комнату

Виды патины

Патина в первоначальном значении – пленка оксида или солей, образующаяся на поверхности металлических изделий. Чуть позднее сюда стали относить и специфическую истертость и изменение природного цвета древесины при длительном сроке использования. Сегодня под патиной подразумевают едва ли не все способы состаривания мебели.

По отношению к столу – обеденному и кухонному, стульям и шкафам на кухне справедливо выделить следующее способы обработки.

Имитация природной благородной патины – явление это свойственно только массиву дерева и автоматически указывает на солидный возраст мебели. Понятно, что древесноволокнистые плиты – МДФ, ДСП, такой «благородный» налет раритетности образовать не могут. Однако существует немало дизайнерских методов, позволяющих придать нужный оттенок старины и шпонированному МДФ, и даже ДСП, покрытому ПВХ-пленкой.

На фото — классическая кухонная мебель.

В наибольшей степени для имитации подходят МДФ-панели, особенно шпонированные. Во-первых, цвет здесь натуральный – дуб, орех, вишня; во-вторых, имитация требует минимальных усилий. В-третьих, МДФ-панели могут быть резными в отличие от акриловых или покрытых ПВХ-пленкой.

  • Имитация старения – для создания эффекта годятся не только стулья, где сложные контуры сами по себе составляют достаточный рельеф, но и обеденные столы и прямые кухонные фасады. В этом случае комбинацией механических и химических способов добиваются ощущения вытертости, изношенности дерева в обычных местах – вокруг ручки, например, по контуру филенки или дверцы и так далее.

  • Эффект старой покраски – собственно с патиной ничего общего уже не имеет, но очень популярен в кухнях стиля кантри или прованс, к тому же часто подчеркивается цветом, что и создает сходный визуальный эффект. В этом случае мебель обрабатывается специальным кракелюрным или фацетным лаком, который при высыхании и создает трещинки.

Комбинируя светлые и темные цвета – орех и золото, слоновая кость и серебряная патина, темный дуб и бежевый налет, получают весьма необычный интерьер.

На фото — кухня с фасадами цвета слоновой кости с золотой патиной.

Патинирование кухни своими руками

Необязательно полностью менять мебель, чтобы обновить поднадоевший стиль помещения. С помощью нехитрых действий можно быстро освежить декор кухни в домашних условиях. Одним из вариантов придания нового колорита привычной мебели является нанесения искусственной патины. Выполнить такую процедуру можно без профессиональной помощи. Работу необязательно производить с соблюдением строгой геометрии. Благодаря небольшим шероховатостям и неточностям увеличивается эффект естественного состаривания кухонной мебели. Патинирование своими руками выполняется в 7 шагов:

  1. Шлифовка фасадов машинкой с зерном диска 180.
  2. Обработка морилкой для древесины из пульверизатора.
  3. Нанесение самогрунтующегося лака.
  4. Повторная шлифовка через 1-2 часа после вышеперечисленных процедур.
  5. Распыление патины (для увеличения эффекта натуральности следует наносить состав неравномерно и в несколько заходов).
  6. Шлифовка наждачной бумагой.
  7. Лакировка готового изделия.

Подобным образом достаточно обработать наружные поверхности мебельных фасадов. При желании можно подвергнуть патинированию и внутренние стенки гарнитура, однако это экономически нецелесообразно.

Технология нанесения патины

Работа с патиной не вызывает трудностей, наоборот – этот процесс увлекательный и творческий. Но для каждого вида поверхности существует свой алгоритм подготовки основания и нанесения патины, которого стоит придерживаться.

Подготовка поверхности

Если Вы решили патинировать готовые изделия своими руками, первое, на что необходимо обратить внимание – качество поверхности. Если изделие создано из необработанного массива, то проблем не возникает

Сложнее с гладкими поверхностями лака, акриловой пленки, ПВХ – на таких краска не фиксируется. Чтобы исправить ситуацию, проделаем такие мероприятия:

  1. Брашируем поверхность крупнозернистой наждачной бумагой или металлической щеткой. Таким образом избавимся от мягких волокон дерева, спрятанных под неустойчивую к таким воздействиям пленку. Обнажившаяся структура теперь пригодна к дальнейшей обработке.
  2. Мягкой щеткой удаляем пыль, обезжириваем поверхность.

Плиты из МДФ и ДСП лучше обработать грунтом – такая подготовка поможет сделать искусственный деревянный рельеф и обеспечит оптимальное сцепление основания и красящего состава.

Классическое патинирование

Наносить красящие составы из битума, воска или акрила несложно, но делать это нужно правильно:

  • Кистью наносим красящее вещество в количестве, определяемом интенсивностью желаемого результата. Краска может оказаться только на поверхности или проникнуть во все углубления рельефа.
  • По желанию снимаем лишний раствор ветошью.
  • При необходимости получения глубокого эффекта патинирования после высыхания первого слоя наносим второй и так же его растушевываем.
  • После высыхания конечного слоя краски растираем место обработки мелкой шкуркой, чтобы придать изделию состаренный вид.
  • Готовую поверхность фиксируем шеллачным лаком.

Морилка для мебели

Цена такого способа облагораживания предметов интерьера невысока, потому каждый сможет позволить себе воспользоваться этим приемом.

Использование морилки позволяет затемнить дерево без добавления эффекта золочения, неблагородным породам дерева и панелям придать вид статного дубового массива.

  • На брашированную поверхность наносим кистью водную морилку.
  • Снимаем губкой верхний слой краски для выделения рельефа.
  • После высыхания слоя может наноситься второй, но состав должен иметь другую основу (уайт-спирит).
  • Втирание воска способствует углублению фактуры предмета, втираем его в высохшую морилку.
  • Результат фиксируем шеллаком.

Предлагаем ознакомиться с техникой на примере обработки лестничных элементов:

Кракелюр

Дорогое удовольствие, но эффект самый впечатляющий. Для его создания используем 2 компонента:

  • Фацетный лак;
  • Патина.

Первым этапом производится интенсивная окраска поверхности фацетным лаком. Количество слоев определяет глубину трещин покрытия. После высыхания толстый слой растрескивается и можно приступать к патинированию, о котором уже шла речь.

Приобретенная патина

Статуя Свободы получает свой знаменитый зеленый цвет из , сформированной на ее поверхности меди.

Зеленая патина, которая естественным образом образуется на меди и бронзе, иногда называемая зеленоватой , обычно состоит из различных смесей хлоридов , сульфидов , сульфатов и карбонатов меди в зависимости от условий окружающей среды, таких как серосодержащие кислотные дожди . В сельской местности с чистым воздухом патина создается медленной химической реакцией меди с углекислым газом и водой, в результате чего образуется основной карбонат меди . В промышленной и городской воздушной среде, содержащей сернисто- кислотные дожди от угольных электростанций или промышленных процессов, конечная патина в основном состоит из сульфидов или сульфатных соединений.

Слой патины образуется в течение многих лет при естественном выветривании. В зданиях во влажной прибрежной / морской среде слой патины образуется быстрее, чем в сухих внутренних районах.

в посольствах Северных стран (Берлин)

Облицовка фасада ( медная облицовка ; ) медными сплавами, например, латунью или бронзой, будет выдерживать различные погодные условия не так, как «чистая» медная облицовка. Даже стойкий золотой цвет возможен с облицовкой из медного сплава, например, Colston Hall в Бристоле или Novotel в Paddington Central в Лондоне.

Старинное и хорошо использованное огнестрельное оружие часто покрывается слоем ржавчины на затворе, стволе или других стальных деталях после того, как первоначальная отделка изношена. Этот слой ржавчины часто ошибочно называют патиной.

Запросить предложение

Старой, слегка надоевшей мебели можно дать вторую жизнь, применив достаточно интересную и уникальную технологию, которая не только изменит ее внешний облик, но и придаст ей новизны и оригинальности. Итак, как самому украсить мебель?

Один из способов, который способен превратить ваши предметы интерьера в предметы искусства называется патинированием. Это процесс, с помощью которого изделие состаривается и имеет при этом декоративный, антикварный вид. В результате обработки мебели таким способом можно подчеркнуть естественность линий и рисунков натуральных деревянных поверхностей, так как красящие вещества имеют глубокое проникновение в ткани дерева. При этом возможно имитировать эффект состарившейся или стершейся позолоты или серебряного покрытия. Эту технологию нетрудно освоить самостоятельно и сделать патинирование своими руками. Сегодня можно купить любые средства для обработки деревянных поверхностей

Патина древесины, металлов, таких как бронза, латунь, медь, железо, а также на камне, гипсе или пенополиуретане выглядит шикарно и стильно. Но этот процесс должен осуществляться без спешки и с соблюдением всех требований технологии.

Прикладная патина

Художники и мастера по металлу часто намеренно добавляют патину как часть оригинального дизайна и украшения предметов искусства и мебели или для имитации старины в новых предметах. Этот процесс часто называют тревожным .

Широкий спектр химикатов, как бытовых, так и коммерческих, может давать самые разные патины. Художники часто используют их в качестве украшения поверхности для цвета, текстуры или того и другого. Состав патинирования варьируется в зависимости от прореагировавших элементов, и они будут определять цвет патины. Для медных сплавов, таких как бронза, воздействие хлоридов приводит к зеленому цвету, в то время как соединения серы (такие как « печень серы ») имеют тенденцию к коричневому цвету. Основная палитра патинирования на медных сплавах включает такие химические вещества, как сульфид аммония (сине-черный), серная печень (коричнево-черная), нитрат меди (сине-зеленый) и нитрат железа (желто-коричневый). Для художественных работ патинирование часто намеренно ускоряется путем нанесения химикатов с помощью тепла. Цвета варьируются от матово-желтого до темно-синего, зеленого, белого, красного и различных оттенков черного. Некоторые цвета патины достигаются путем смешивания цветов в результате реакции с металлической поверхностью с пигментами, добавленными к химическим веществам. Иногда поверхность улучшается с помощью воска, смазки или других видов лаков или прозрачных покрытий. Проще говоря, французский скульптор Огюст Роден инструктировал помощников в своей мастерской мочиться на бронзовые изделия, хранившиеся во дворе. Патину можно получить на меди при помощи уксуса ( уксусной кислоты ). Эта патина водорастворима и не прослужит снаружи здания, как «настоящая» патина. Обычно используется как пигмент.

статуя Иосифа I Португалии в торговой площади , Лиссабон , с поверхностным слоем зеленой патиной , вызванное расширенному окисления (2011)

Та же статуя 2015 года, после удаления патины (2012–2013 гг.), Демонстрирующая оригинальную отделку 1775 года. Темный цвет статуи заставил английских моряков назвать площадь, на которой она расположена, «Площадью Черной лошади».

Патина также встречается на контактных кольцах и коммутаторах . Этот тип патины образуется из-за коррозии, элементов, которые может удерживать воздух, остатков от износа угольной щетки и влаги; таким образом, патина должна работать должным образом в особых условиях.

Патины также можно найти в воках или других металлических формах для выпечки, которые образуются при правильном приправе. Патина на воке — это темный налет масла, который пригорал на нем, чтобы предотвратить прилипание пищи. Обработка продуктов на пару или использование мыла в воке или другой посуде может привести к повреждению патины и появлению ржавчины.

Коллекционеры ножей, у которых есть лезвия из углеродистой стали, иногда наносят на лезвие патину, чтобы защитить его и придать ему более индивидуальный вид. Это можно сделать с помощью различных химикатов и веществ, таких как соляная кислота, яблочный уксус или горчица. Это также можно сделать, воткнув лезвие в любой кислый овощ или фрукт, например, в апельсин или яблоко.

Отличие натурального налета

Естественную патину невозможно подделать и искусственно создать, так как это воздействие природы уникально и накладывалось на предметы веками. Ее пытались подделывать различными способами с использованием химических реактивов, и тем не менее естественный слой отличается от подделки наличием кристаллов, распознаваемых под микроскопом.

На сегодняшний день вся наносимая на изделия патина относится к разновидностям декора, и данный метод называется патинированием. При этом способе на предметы искусства, бронзовые памятники, скульптуры наносят специальные окислители, защищающие материал от коррозии и выцветания. Также патинирование накладывает на памятники дух истории, так как они олицетворяют значимые события прошлого.

Патинируем шкаф

Патинирование может выглядеть как окрашивание с дальнейшей обработкой, после которой цветом выделяется натуральный рисунок дерева. Также изделиям придают потертый состаренный вид. Соответственно, последний вид декора выглядит как истертость краски на наиболее выпуклых деталях. В качестве оттеняющего красителя может быть краска любого цвета, в том числе с вкраплениями золота, серебра и бронзы. Пастельные синие, зеленые, розовые, коричневые тона больше всего подходят для отделки мебели деревенского стиля, так называемого шебби-шика.

У вас есть старый шкаф интересной формы или новый, но слишком простого внешнего вида – добавьте ему истории, респектабельности. Если вы еще не знаете, как сделать патину на мебели своими руками, следуйте нашей инструкции.

Инструменты и материалы

Вам понадобятся:

  • Деревянный шкаф, который вы будете декорировать.
  • Грунтовка поможет увеличить адгезивные свойства декорируемой деревянной поверхности.
  • Краска – основной декоративный материал. Выбирайте цвет, который будет лучше сочетаться с интерьером или же оттенять его.
  • Патина – второй слой краски. В результате обработки его останется немного. Поэтому не бойтесь использовать бронзовые или золотые оттенки.
  • Лак станет финишным защитным покрытием. Если вы хотите, чтобы ваш шкаф действительно получился с налетом старины, используйте матовый лак, а не глянцевый.

Так как декоративные работы будут проводиться дома, выбирайте наиболее безопасные краски и лаки. Рассмотрите акриловые составы специальных средств на водной основе. Среди их достоинств: экологическая безопасность, хорошая стойкость, легкость в работе, большой выбор оттенков.

Кроме того, подготовьте:

  • Наждачную бумагу для шлифовки древесной поверхности.
  • Несколько кистей для нанесения патины, краски, лака.
  • Сухую ветошь, которой следует затирать верхний слой краски для получения желаемого эффекта.

https://youtube.com/watch?v=qX93dMJiO08

Описание процесса работы

В первую очередь мелкой наждачной бумагой тщательно шлифуем поверхность изделия

Наибольшее внимание уделите дверцам, так как они являются «лицом» шкафа. Если на древесине осталось старое лаковое покрытие, его следует полностью удалить

При этом старайтесь не повредить рисунок дерева.
Затем старательно убираем с оформляемой поверхности шкафа образовавшуюся после шлифовки пыль.
Валиком или кисточкой нанесите грунтовку на поверхности. Это средство повысит качество древесины, образует тонкий слой полимера, который создаст благоприятные условия для сцепления поверхности и лакокрасочных материалов.

Аккуратно покройте древесину выбранной вами краской (в нашем случае еще одним слоем морилки). Оставьте на 12-24 часа для полного высыхания.
Патиной выбранного вами цвета окрасьте ровные (не выступающие) участки шкафа

Уделите внимание углублениям (например, филенке). Если вы выбрали металлические краски (золото или бронзу), не переусердствуйте с ее нанесением

Мебель должна быть элегантно состаренной, а не блестеть, как начищенный самовар.

Не окрашивайте патиной места, с которыми часто контактирует человек в процессе использования. Декор в таких местах очень скоро сотрется.

  1. Когда патина станет подсыхать, возьмите сухую ветошь и ею старательно затирайте верхний слой. Это кропотливая работа, которая требует аккуратности и терпения.
  2. После окончательного затирания, чтобы декоративные акценты сохранились, покройте шкаф слоем акрилового лака. Во время работы делайте легкие движения мягкой кисточкой. Не проводите дважды в одном месте: патина может смазаться. Еще неплохой вариант – использовать лак-спрей.

Дополните сделанный вами шкаф еще несколькими предметами в подобном стиле, например, зеркалом, тумбочкой. Ваша комната сразу преобразиться – интерьер станет мягче, спокойней.

Патинирование дерева

Процесс этот обозначает метод состаривания дерева для того, чтобы визуально придать ему возраст. Прием активно используется в классических и деревенских интерьерах кухни, поскольку в этих случаях предполагается, что мебелью и другими предметами быта пользуются очень давно.

Технология способов разная, но цель одна – придать дереву или древесному материалу налет, который образуется на массиве при длительном сроке эксплуатации. Причем налет этот возникает когда за мебелью ухаживают, а не только пользуются, и поэтому так высоко оценивается с эстетической точки зрения.

В домашних условиях воспроизвести патину на древесине или металле не так уж сложно. Наш мастер-класс предлагает множество вариантов, реально выполнимых своими руками.

Использовать можно и восковую, и битумную, и акриловую патину – в зависимости от будущего вида изделия, собственного умения и характера материала.

Стоит сразу отметить, что для патинирования металла и древесины обычно пользуются разными способами, хотя есть исключения.

  • Морилка – самый обычный состав для придания древесине более темного благородного оттенка. Морилка комбинируется с предварительным брашированием (удалением мягких древесных волокон) и обработкой шеллачной грунтовкой или античным воском. Способ прекрасно подходит для выполнения в домашних условиях, но ограничивает выбор естественной гаммой цветов: цвета серебра, золота, латуни здесь недопустимы. Для плит МДФ и ДСП любой мастер-класс метод применять не разрешает.
  • Битумная патина – наносить ее можно обычной губкой, а стирать – уайт-спиртом. Битумный состав легко впитывается в поры, проявляя древесную структуру и состаривая древесину. Результат нужно закрепить лаком, лучше всего шеллачным. Для патинирования по металлу способ не годится.
  • Акриловая патина – средство универсальное и подходит для обработки и древесины, и металла, и гипса. Акриловая краска-патина может иметь любой цвет, в том числе и модный оттенок серебра и золота. Наносится как на всю поверхность – ровные фасады, так и на резьбу или выпуклости. Акриловую краску чаще всего комбинируют чтобы обеспечить контраст между темным естественным цветом и «состаривающим»: например, дуб и золото, белый дуб и серебро, орех и красное золото и так далее.

Акриловая краска может смешиваться и накладываться слой за слоем, создавая очень сложные визуальные эффекты: соответствующие рекомендации всегда можно получить в мастер-классе на форумах. К тому же акриловая краска прекрасно комбинируется с декупажем, лакировкой, покраской и другими способами декорирования.

  • Восковая патина обеспечивает не только эффект старины, но и красивейшие переливы цвета, включая и металлические – серебра, латуни, бронзы. Причем такой эффект получают на древесине. Восковая патина идеальна для выделения резьбы, медленно застывает и очень удобна для любых работ своими руками. Любой мастер-класс рекомендует применять восковый состав на резной мебели обеденной группы.
  • Шеллачный лак сам по себе создает желтоватый или красно-коричневый оттенок в зависимости от количества слоев. Порой этого достаточно чтобы создать эффект состаривания, особенно в сочетании с декупажем. Однако практически любой мастер-класс предлагает применять шеллачный лак в качестве финишного или промежуточного покрытия не только при декупаже, но и покраске.
  • Масляная патина – любой мастер-класс рекомендует использовать состав и для древесины, и для металла. По свойствам он напоминает восковый и также медленно застывает. В классической технике декупажа использовать его нельзя, поскольку масляная патина растворяет бумагу.

Смотрите видео нанесения патины на фасады МДФ покрытые плёнкой:

Видео.1. Отделка фасадов МДФ в плёнке
патиной
Рис. 7. Фасад с золотой патиной с
затиркой по фрезеровке
Рис. 8. Фасад с патиной золото без
затирки по фрезеровке

Как удаляют излишки патины?

Хорошо, нанесли патину, а чем ее удалить. Удаление излишков патины обычно производят
скотч-брайтом или металлической ватой
— это слабо абразивные шлифовальные материалы, которые удаляю патину, но не царапают поверхность фасада.

Интересная технология патинирования фасадов МДФ в пленке
с применением праймера.

Рис. 9. Шлифовальные материалы, которые
применяют для удаления излишков патины
Рис. 10. Патина оставлена по внутренней
фрезеровке фасада, без затирки

Кстати, если нанести толстый слой патины, или долго сушить патину до нанесения лака, то есть вероятность слабой адгезии наносимого лака поверх патина. Лак надо обязательно наносить на патину, чтобы ее закрепить на поверхности фасада.

Не забыли, что такое адгезия? Слабая адгезия означает, что со временем будет происходить отслоение лака вместе с патиной. Результат будет не декоративный, а наоборот обезображивающий.

Рис. 11. Серебряная патина нанесена по
контуру фасада и внутренней фрезеровке, без затирки

Что такое декапе при патинировании?

На высокопористой древесине патину часто оставляют только в порах. Этот способ отделки называется
декапе, то есть «снятие головы», в буквальном русском переводе.

Рис. 12. Эффект декапе при нанесении
патины на дереве
Рис. 13. Патина нанесена на структурную
пленку, имитация декапе

Для лучшего выделения пор древесину обрабатывают стальными щётками вдоль волокон, этот приём называется
браширование. Хорошо поддаются брашированию породы древесины с порами в ранних, мягких слоях, такие как дуб, ясень и многие экзотические породы.

Рис. 14. Брашированная древесина

При брашировании сосны удаляются широкие полосы ранних слоев годовых колец. Неэффективно браширование для таких пород: бука, клена, груши, вишни, тика, оливкового дерева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector